Тропарь Недели о самаряныне, глас 4
Светлую воскресения проповедь/ от Ангела уведевша Господни ученицы/ и прадеднее осуждение отвергша,/ апостолом хвалящася глаголаху:/ испровержеся смерть,/ воскресе Христос Бог,// даруяй мирови велию милость.
Кондак Недели о самаряныне, глас 8
Верою пришедшая на кладязь самаряныня,/ видя Тя премудрости воду,/ еюже напоишася обильно,// Царствие вышнее наследова вечно, яко приснославная.
Кондак раскрывает перед нами духовный смысл события, описанного евангелистом Иоанном Богословом. Пришедшая на «кладязь», то есть на колодец, самарянка встретила и узнала долгожданного Мессию, Который должен был прийти и все возвестить людям.
В кондаке говорится о «воде премудрости», под которой понимается не только благодать Святого Духа, но и учение Спасителя – Евангелие Царства Божия. Этой водой самарянка обильно утолила жажду – приняла учение Спасителя. У слушающего и принимающего евангельское учение жажда Духа прекращается, и в нем рождается вера во Христа как Искупителя мира. Обретенная вера и становится неиссякаемым источником воды живой, текущим в жизнь вечную, поскольку плодами веры является вечная жизнь и блаженство в Царстве Небесном. Об этом и говорит нам строка из кондака: «Царствие вышнее наследова вечно». Церковнославянское слово «вышний» обозначает «верхний, более могущественный, небесный». Приняв спасительное учение Спасителя и стяжав веру во Христа, самарянка унаследовала Царство Небесное.
Человеческую душу можно уподобить путешествующему страннику, который бредет по знойной пустыне. Его мучает жажда, и он не может найти, чем ее утолить. Так и человеческий дух не может насытиться чем-то временным на жизненном пути. Учение Христа для такого человека словно прохладная родниковая вода для путника в пустыне. Однако если путник утоляет жажду тела и лишь временно, утоливший жажду бессмертной души утоляет ее навечно. Его жажда прекращается, потому что она всегда будет утоляться из неиссякаемого источника – веры во Христа.